В 1237 году в Иоанно-Богословский монастырь нагрянул татарский отряд. Внук Чингиз-хана, Батый, наслышанный о больших богатствах монастыря, вознамерился их присвоить. Главной святыней монастыря считалась древняя икона святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, написанная, как говорит монастырское предание, бедным византийским мальчиком, пастушком гусей, по прозвищу Гусарь, и подаренная одному из рязанских князей в XIII веке.
Предположительно, эта древняя икона была привезена в Рязанскую землю византийской принцессой Евпраксией, женой Федора Юрьевича, сына великого рязанского князя Юрия Ингваревича. Федор Юрьевич стал первым князем, погибшим от рук Батыя во время татаро-монгольского нашествия.
Молодая княгиня, услышав горестную весть о гибели мужа, бросилась на землю вместе с малолетним сыном со стопы высокого терема и разбилась насмерть. Как повествует монастырское предание, при атаке на Богословский монастыря Батый был устрашен видением Иоанна Богослова, после чего ослеп. Хан повелел приложить золотую печать к древней иконе, и тогда к нему вернулось зрение.
Постоянные татаро-монгольские набеги и последующие вторжения крымских и ногайских татар одно время обходили стороной Богословский монастырь, поскольку обитель была защищена охранной печатью монгольского предводителя. Однако в XV веке крымские татары впервые нарушили запрет Батыя и сожгли монастырь. В XVI веке обитель два раза разорялась татарами. С течением времени монастырь несколько раз менял свое местонахождение, оказываясь, то в «кологороднм стане, на украйне, на Острозе», то в соле Высокое Михайловского уезда. В конце концов, он был перемещен на окраину Рязанской земли, в Окаемово-Пощупово, «в двадцати пяти верстах от губернского города Рязани, внутри дач села Окаемово или Пощупово», где он и находится.
В 1653 году рязанский архиепископ Мисаил использовал Батыеву печать на позлащение водосвятной чаши. Приведем описание чаши и историю ее появления:
«В ризнице, принадлежащей Кафедральному собору, находятся следующие достопримечательности: 1) Водосвятная чаша серебряная, и снаружи и внутри вызолоченная. На ней изсечены три надписи: одна снаружи, вокруг всей чаши; другая внутри — на плоскости дна, вокруг прекрасно чеканом изображенной Голгофы и Иерусалима; третья на исподе дна. Надпись нарисована вокруг чаши: «Лета 7161 (1653) году, Индикта 6. Божиею Милостию, при державе благовернаго и христолюбиваго Великого Государя Царя и Великого Князя Алексея Михайловича, всеа Русии Самодержца, и его благоверной и христолюбивой Царице и Великой Княгине, Марии Ильиничне, и при Великом Господине Святейшем Никоне, Патриархе Московском и всеа Русии, зделана бысть сия водосвященная чаша в богоспасаемый град в Переславль Резанский во Святую, Соборную и Апостольскую Церковь Пречистый Богородицы честнаго и славнаго Ея Успения и Святых Страстотерпцев Христовых благоверных и Великих Князей Русских обою брату пополу, Бориса и Глеба, нареченных во святом крещении Романа и Давида, иже во Святых Отца нашего Василия Епископа Резанскаго Чюдотворца, не церковнаго серебра и золота из домовые казны, повелением Великого Господина Преосвященнаго Мисаила, Архиепископа Резанского и Муромского, в третие лето владычества своего».
Внутри чаши изсечен водосвятный стих, который читается так: «Спаси Господи люди своя, и благослови достояние свое, победы благоверному Царю нашему на сопротивныя даруя, своя сохраняя крестом люди».
Третья надпись на исподе дна:
«Состроена сия чаша повелением смиреннаго Мисаила, Архиепископа Резанскаго и Муромскаго в соборную Церковь Пречистыя Богородицы на Резань 160. А весу в ней 30. А золотых пошло на позолоту (количество не указано. — В.С). А за дело мастеру дано 55 руб. А вся она стала ценою (сумма не указана — В.С.)».
Таким образом исчезла золотая печать Батыя, которая бережно хранилась насельниками монастыря в течение нескольких столетий. А чаша хранится в фондах рязанского историко-культурного музея-заповедника.
Источник: «Легенды Рязанского края»; Автор: Сёмин Владимир Андреевич